Бизнес-анализ
January 19

Как выбрать подрядчика

Бизнес часто ищет различные решения на стороне (аутсорсе). Аутсорсинг — это передача определенных функций или видов деятельности компании, которая специализируется в нужной области. Рынок предлагает такие решения по более выгодной цене по сравнению с самостоятельной реализацией.

Существует множество поставщиков решений, и порой бывает трудно выбрать среди них. Как делать выбор правильно? Как уменьшить вероятность ошибки и найти именно то, что нужно? Здесь поможет бенчмаркинг.

В контексте выбора подрядчика бенчмаркинг может включать следующие этапы:

  1. Постановка целей и определение потребностей, сбор требований.
  2. Сбор информации из открытых источников о доступных решениях на рынке.
  3. Анализ и оценка доступных решений.
  4. Обращение к подрядчикам, отправка технического задания (ТЗ).
  5. Переговоры.
  6. Выбор лучшего подрядчика, заключение договора.
  7. Начало работы, мониторинг процесса.
  8. Оценка результатов и обратная связь.
  9. Постоянное взаимодействие и развитие отношений.
  10. Оптимизация процессов и повторение цикла.

Мы сосредоточимся на первых трех пунктах. Остальные сильно зависят от контекста конкретного случая.

Итак, у вас есть какая-то внутренняя проблема или боль в бизнесе. Вы понимаете, что не хотите решать эту проблему своими силами.

Шаг 1. Прежде всего, эту проблему нужно формализовать и подробно описать. Определите потребности и цели. Очень важно на этом этапе подтвердить актуальность проблемы и необходимость привлекать внешние ресурсы. Возможно, в процессе формализации вы поймете, что проблема вовсе не такая серьезная, как казалось, и решение лежит на поверхности.

Шаг 2. Сбор требований к потенциальному решению. Для этого нужно определить ключевых заинтересованных лиц, которые будут взаимодействовать с будущим решением. Необходимо провести интервью с каждым из них, учесть их потребности, пожелания и требования.

Шаг 3. Сформировать критерии оценки подрядчика.

Шаг 4. Для каждого критерия определить вес (от 0 до 1). Сумма весов всех критериев должна составлять 1.

Шаг 5. Сформировать предварительный перечень компаний/поставщиков решений.

Шаг 6. Составить таблицу с перечнем подрядчиков и критериями оценки.

Шаг 7. Каждому подрядчику по каждому критерию выставить оценку, предварительно умножив её на вес критерия.

Для понимания приведу конкретный пример. Допустим, вам нужно выбрать CRM-систему для своего отдела продаж. Вы сформировали следующие критерии оценки:

  • Функциональность.
  • Гибкость.
  • Удобство.
  • Цена.
  • Бесплатный период.

Напротив каждого критерия выставили его вес.

  • Функциональность — 0,2
  • Гибкость — 0,2
  • Удобство — 0,3
  • Цена — 0,1
  • Бесплатный период — 0,2

Создаете таблицу:

Предположим  функциональность «CRM A»  вы оценили на 10. Умножаете оценку 10 на вес критерия 0,2 и вписываете в таблицу.

Таким образом заполняете всю таблицу.

Поставщик «CRM A» набрал в сумме больше всего баллов (6,6). Переговоры можем начать с данного подрядчика и идти по следующим этапам, которые я указал в начале статьи.

Считаю важным уточнить, что это простой пример, отображающий основные принципы и алгоритмы действий. Бывает по-разному, зависит от целей бенчмаркинга.

На этом все) Подписывайся на мой Telegram-канал, чтобы узнать больше о бизнес-анализе и не пропускать статьи.