Как выбрать подрядчика
Бизнес часто ищет различные решения на стороне (аутсорсе). Аутсорсинг — это передача определенных функций или видов деятельности компании, которая специализируется в нужной области. Рынок предлагает такие решения по более выгодной цене по сравнению с самостоятельной реализацией.
Существует множество поставщиков решений, и порой бывает трудно выбрать среди них. Как делать выбор правильно? Как уменьшить вероятность ошибки и найти именно то, что нужно? Здесь поможет бенчмаркинг.
В контексте выбора подрядчика бенчмаркинг может включать следующие этапы:
- Постановка целей и определение потребностей, сбор требований.
- Сбор информации из открытых источников о доступных решениях на рынке.
- Анализ и оценка доступных решений.
- Обращение к подрядчикам, отправка технического задания (ТЗ).
- Переговоры.
- Выбор лучшего подрядчика, заключение договора.
- Начало работы, мониторинг процесса.
- Оценка результатов и обратная связь.
- Постоянное взаимодействие и развитие отношений.
- Оптимизация процессов и повторение цикла.
Мы сосредоточимся на первых трех пунктах. Остальные сильно зависят от контекста конкретного случая.
Итак, у вас есть какая-то внутренняя проблема или боль в бизнесе. Вы понимаете, что не хотите решать эту проблему своими силами.
Шаг 1. Прежде всего, эту проблему нужно формализовать и подробно описать. Определите потребности и цели. Очень важно на этом этапе подтвердить актуальность проблемы и необходимость привлекать внешние ресурсы. Возможно, в процессе формализации вы поймете, что проблема вовсе не такая серьезная, как казалось, и решение лежит на поверхности.
Шаг 2. Сбор требований к потенциальному решению. Для этого нужно определить ключевых заинтересованных лиц, которые будут взаимодействовать с будущим решением. Необходимо провести интервью с каждым из них, учесть их потребности, пожелания и требования.
Шаг 3. Сформировать критерии оценки подрядчика.
Шаг 4. Для каждого критерия определить вес (от 0 до 1). Сумма весов всех критериев должна составлять 1.
Шаг 5. Сформировать предварительный перечень компаний/поставщиков решений.
Шаг 6. Составить таблицу с перечнем подрядчиков и критериями оценки.
Шаг 7. Каждому подрядчику по каждому критерию выставить оценку, предварительно умножив её на вес критерия.
Для понимания приведу конкретный пример. Допустим, вам нужно выбрать CRM-систему для своего отдела продаж. Вы сформировали следующие критерии оценки:
Напротив каждого критерия выставили его вес.
Предположим функциональность «CRM A» вы оценили на 10. Умножаете оценку 10 на вес критерия 0,2 и вписываете в таблицу.
Таким образом заполняете всю таблицу.
Поставщик «CRM A» набрал в сумме больше всего баллов (6,6). Переговоры можем начать с данного подрядчика и идти по следующим этапам, которые я указал в начале статьи.
Считаю важным уточнить, что это простой пример, отображающий основные принципы и алгоритмы действий. Бывает по-разному, зависит от целей бенчмаркинга.
На этом все) Подписывайся на мой Telegram-канал, чтобы узнать больше о бизнес-анализе и не пропускать статьи.